ЛеоЦарев (leotsarev) wrote,
ЛеоЦарев
leotsarev

1) Пешеходы. Необходимые изменения в нормативные документы РФ v.2.0

Поучительная история с ПробкоНетом. Пробок.Нет родился как автомобилевладельческое движение. Чтобы власти больше строили и решали проблемы автомобилистов, бороться с «лишними» ограничениями скоростей и все это.
Однако, Пробконет зачем-то решил разобраться в вопросе, и понеслось. Невозможно разобраться в вопросе и не понять, что всякое движение к лучшему в этой области требует снижения максимальной скорости, успокоения трафика, больше наземных переходов, уже улицы, шире тротуары. Смешно, какой бугурт испытывают в комментах автовладельцы от этого разрыва шаблона.

Originally posted by monteklever at 1) Пешеходы. Необходимые изменения в нормативные документы РФ v.2.0

Пост о необходимых изменениях в нормативных документах РФ вызвал бурные дискуссии длиной в 300 комментариев. Огромное спасибо всем, кто принял участие в обсуждении. Через месяц правок и дополнений поста все предложений заняли так много места, что ЖЖ начал ругаться на длину поста.:) Как итог всего этого - у нас с вами получился отличный набор предложений по улучшению нормативки федерального уровня. Принятие большей части предложений позволит существенно сократить ужасающее число ежегодно гибнущих на наших дорогах россиян (27 000 человек в год)!

Первый пост претерпел сотню правок, соответственно не все ознакомились с итоговым вариантом. Поэтому я переписал его "на чистовик", предварительно классифицировав предложения по целевым аудиториям изменений (под целевой аудиторией понимается функциональная группа, на которую изменения окажут максимальное воздействие или принесут максимальную пользу). Определил 4 понятные всем группы: пешеходы, общественный транспорт, дороги и автомобили, развитие регионов. Деление по большому счёту условное, сильно не придирайтесь. По каждой группе будет отдельный пост с развёрнутым описанием предложений, так как материала получилось довольно много. В этом посте - про пешеходов.


ОГЛАВЛЕНИЕ ПОСТА
Пешеходные переходы:
Островки безопасности
Выступы у нерегулируемых переходов
Переходы ближе 200 метров
Нерегулируемые переходы через многополосные улицы
Безопасность нерегулируемых переходов
Скоростной режим:
Нештрафуемый порог превышения скорости
Скорость движения в городах
Светофоры:
Вынесение пешеходных поток в отдельную фазу
Время ожидания пешеходов
Вода и грязь:
Вода и грязь на тротуарах
Вода на тротуарах с крыш домов
Сухие переходы и остановочные площадки ОТ
Прочее:
Плавные сходы с тротуаров


Пешеходные переходы

Островки безопасности
Проблема: В разделе 11. Транспорт и улично-дорожная сеть в СП 42.11330-2011 "Градостроительство" отсутствуют требования к островкам безопасности. Такие требования имеются лишь в ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", распространяющимся на загородные автомобильные дороги. Установленные требования не позволяют делать приподнятые островки безопасности, если расстояние от островка до края проезжей части менее 7,5 метров:
"4.2.5.1. При интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части на наземных пешеходных переходах устраивают островки безопасности, которые размещают на проезжей части или разделительной полосе, при этом расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5 м."
В отсутствии отдельных требований по организации островков на городских улицах проектировщики, чиновники и сотрудники ГИБДД, ошибочно руководствуясь требованиями ГОСТа для автомобильных дорог, не хотят делать приподнятые островки у пешеходных переходов через трёх- и четырёхполосные дороги, не говоря уже о двухполосных

(пример островка из Швейцария, в российских городах так сделать нельзя)

Предложение:
- дополнить раздел 11 СП 42.11330-2011 необходимыми пунктами, позволяющими в городе делать приподнятые островки безопасности вне зависимости от расстояния между островком и краем проезжей части;
- обязать с обоих торцов приподнятых островков безопасности устанавливать мощные столбики безопасности для защиты пешеходов от автомобилей;
- в ГОСТ Р 52766-2007 объединить понятия островок безопасности и направляющий островок;
- предусмотреть возможность в стеснённых условиях городских улиц сократить минимальную длину островка до 0,5 м менее трёх полос движения (сейчас в п. 4.2.5.2 ГОСТ Р 52766-2007 для загородных дорог минимум установлен в 1,5 м).

Выступы у нерегулируемых пешеходных переходов
Проблема: в наших городах существует множество улиц, на которых разрешена парковка в правой полосе движения вдоль края проезжей части (параллельная, диагональная, перпендикулярная). Нерегулируемые пешеходные переходы через такие улицы являются крайне небезопасными, так как парковка в правой полосе движения, без парковочных карманов, значительно сокращает зону взаимной видимости пешеход-водитель. Водитель, даже двигаясь с минимальной скоростью 40 км/ч, не видит пешехода из-за припаркованных автомобилей:

Предложение: добавить в СП 42.13330.2011 "Градостройтельство..." требование делать уширения тротуаров в местах нерегулируемых пешеходных переходов и в 5 метрах перед ними на тех сторонах улиц, где разрешена парковка в правых полосах движения.


Пешеходные переходы ближе 200 метров
Проблема: СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" неоднозначно регламентирует расположение пешеходных переходов на городских улицах:
"11.11. На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200 - 300 м."
Очевидно, что подобные требования изначально были написаны для загородных дорог в ГОСТ Р 52766-2007 (п.4.5.2.1) и оттуда перекочевали в требования к городским улицам. Понятно, что для обычных районных улочек, где дорожная сетка может быть даже меньше обозначенных 200 метров, подобное требование не распространяется. Однако из-за отсутствия однозначного указания на это большинство проектировщиков и чиновников не хотят делать пешеходные переходы ближе 200 метров один от другого даже на маленьких немагистральных улицах города. Пример из Твери:

(Департамент транспорта Твери не хочет делать пешеходные переходы на центральном перекрёстке Жигарева-Володарского, так как расстояние до ближайшего перехода у церкви всего 100 метров)
Примечательно, что иностранные нормативы гораздо трепетнее относятся к удобству пешеходов и организации для них переходов. В Англии, например, при необходимости организуют переходы чаще 120 метров, а в США стараются делать переход каждые 45-90 метров на небольших улочках и не дальше 120 метров на всех остальных нескоростных улицах. Подробнее
Предложение:
- уточнить возможность делать переходы чаще 200 метров на немагистральных улицах, дополнив п.11.11 абзацем: "Для остальных типов городских улиц минимальное расстояние между ближайшими пешеходными переходами не регламентируется, а максимальное - рекомендуется делать не больше 150 метров. Расположение пешеходных переходов определяется устоявшимися пешеходными маршрутами, а также наличием основных точек притяжения: остановки ОТ, торговые центры, магазины, рынки, детские сады, школы, больницы и др.";
- разрешить делать переходы чаще 200 метров и на магистральных улицах в исключительных случаях, добавив в п.11.11 следующее: "В отдельных случаях, при наличии значимых точек притяжения (остановки ОТ, торговые центры, магазины, детские сады, школы, больницы, а также устоявшиеся пешеходные маршруты), на магистральных улицах и дорогах регулируемого движения с 4 полосами движения и менее допускается организация пешеходных переходов между перекрёстками на расстоянии менее 200 метров друг от друга.".

Нерегулируемые переходы через многополосные улицы
Проблема: часто на широких улицах организуют нерегулируемые пешеходные переходы, что крайне небезопасно для пешеходов и неудобно для водителей.

Предложение: в п.11.11 СП 42.13330-2011 "Градостроительство" добавить следующее: "Запрещается организации нерегулируемых пешеходных переходов на магистральных городских улицах и дорогах шириной больше 4 полос движения в обе стороны. Все существующие нерегулируемые переходы на улицах и дорогах шириной более 4 полос движения в обе стороны необходимо сохранить и сделать регулируемыми."


Безопасность нерегулируемых пешеходных переходов
Проблема: нерегулируемые пешеходные переходы в России являются самыми небезопасными местами пересечения пешеходных и автомобильных потоков. Российские нормативы не предъявляют необходимых требований к безопасности переходов, в следствии чего число смертельных исходов после ДТП в России в 5 раз выше, чем например в Германии

Причиной этому являются современные немецкие нормативы по обустройству пешеходных переходов, которые в России до сих пор не приняты. Подробнее об оценке безопасности нерегулируемых переходов.
Предложение: Добавить в п.11.11 СП 42.13330-2011 "Градостроительство" следующие рекомендации по обустройству нерегулируемых пешеходных переходов:
"Для повышения безопасности нерегулируемых пешеходных переходов рекомендуется применять современные средства по "успокоению трафика" (снижению скорости автомобильного потока), в том числе:
- сужение автомобильных полос перед переходом до минимально возможной ширины;
- создание тротуарных выступов за счёт неиспользуемой обочины либо парковочной полосы, включая 5 метров до перехода и сам переход;
- повышение уровня перехода над проезжей частью до уровня тротуара;
- организация шикан и др."


Подробнее


Скоростной режим

Нештрафуемый порог превышения скорости
Проблема: 1 сентября 2013 года законодательно разрешено ездить по всем дорогам с превышением скорости на 20 км/ч. При этом не установлено никакого деления для загородных дорог, где намного меньше пешеходов, и для городских улиц с пешеходным движением по тротуарам и нерегулируемыми пешеходными переходами. При увеличении скорости движения с 50 км/час до 80 км/час тормозной путь автомобиля на сухой дороге увеличивается вдвое, а в условиях сырого асфальта - ещё как минимум на четверть.

Вероятность выживания пешехода при таких скоростях стремится к нулю. Подробнее

Предложение: Сократить нештрафуемый порог превышения скорости до 5км/ч в городах и до 10км/ч на загородных трассах, вернув и уточнив ч.1 ст.12.19 КоАП. В будущем, чтобы изменения были плавными, рекомендуется повторно сократить нештрафуемый порог превышения скорости движения до технической погрешности приборов измерения - 1-3 км/ч.

Скорость движения в городах
Проблема: в России разрешённая скорость движения в городе установлена на урове 60 км/ч. Это нормальная скорость для магистральных улиц, но слишком высокая для районных улиц и междворовых проездов. Основной ограничивающий фактор при установлении макимальной скорости - это безопасность всех участников движения, в том числе пешеходов. Во многих развитых странах проведённые исследования показали, что комфортной скоростью для пешехода, идущего вдоль улицы по тротуару или переходящему дорогу, является скорость в 50 км/ч. Исследование вопросов безопасности и вероятности смертельного исхода в случае ДТП также подтверждают правильность выбора 50 км/ч оптимальной скорости для движения по большинству городских улиц. При этом для магистральных улиц и дорог общегородского значения могут устанавливаться повышенные скорости движения отдельными дорожными знаками.
Отдельно стоит отметить, что сейчас действует чрезмерно высокий нештрафуемый порог превышения скорости - 20 км/ч. Согласно этому официально разрешённой скоростью в городах сейчас считается смертельно опасные 79 км/ч! Не секрет, что существует зависимость между разрешённой скоростью и смертностью на дорогах. Сравните смерность на дорогах в России и в других развитых странах:

Подробнее

Предложение: установить в ПДД разрешённую скорость движения в населённых пунктах на уровне 50 км/ч.


Светофоры

Вынесение пешеходных потоков в отдельную фазу
Проблема: 28 февраля 2014 года были внесены изменения в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», которые ввели ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ разделение пешеходных и автомобильных потоков НА ВСЕХ без исключения перекрёстках:
"7.1.2 Светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог. Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования."
Подобное требование увеличивает общее время движения, создаёт лишние транспортные заторы. Очевидно, что оно не должно быть обязательным для всех типов дорог и перекрёстков.

Предложение: заменить обязательное требование по разделению пешеходных и автомобильных потоков на возможность использования раздельных фаз на перекрёстках с интенсивным скоростным движением автотранспорта, потенциально опасных для пешеходов; другими словами - отменить обязательное требование разносить пешеходные и автомобильные фазы на ВСЕХ перекрёстках.

Время ожидания пешеходов
Проблема: длительное время ожидания пешеходов на светофорах провоцирует их к переходу на красный свет. Пример длительного ожидания разрешающего сигнала на бульварном кольце в Москве и массовые нарушения пешеходов. Ещё хороший пример про переход Ленинского проспекта за 13 минут. Подробнее в посте proboknet "Полжизни на ожидание зелёного".

Предложение: в раздел 7.4 Режимы работы светофоров ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» добавить ограничения по максимальному времени ожидания на пешеходных переходах через городские улицы:
- для 1-2 полос движения в обе стороны - не более 30 секунд;
- для 3-4 - не более 60 секунд;
- для 5-6 - не более 90 секунд;
- для 7 и больше полос - не более 120 секунд.
Для сложных перекрёстков при 7 и более полосах движения в обе стороны и наличии подземного или надземного пешеходного перехода на расстоянии до 100 метров время ожидания пешеходов может быть увеличено.
При необходимости провести дополнительные исследования по изучению поведения пешеходов в зависимости от длительности запрещающей пешеходной фазы.


Вода и грязь

Вода и грязь на тротуарах
Проблема: неправильная конструкция тротуаров относительно уровня газонов и обрамляющих их бордюров зачастую приводит к образованию грязи и воды на их поверхности, а также усложняет механизированную уборку снега и льда в зимний период. Подробнее

Предложение: в п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" добавить новый подпункт 4.5.1.10 следующего содержания:
"При проектировании и создании тротуаров и пешеходных дорожек необходимо соблюдать следующие требования:
- уровень бордюрного камня, прилегающего к тротуару, предусматривать вровень с тротуаром;
- уровень газона, прилегающего к тротуару и бордюрному камню, предусматривать ниже тротуара на 3-5 см.
Оба требования применяются для обеспечения свободного оттока воды с тротуаров и обеспечения возможности механизированного сдвигания снега и льда в зимнее время.
Для безопасности пешеходов, при ширине тротуара менее 2 метров и наличии примыкающего газона ниже уровня тротуара, между тротуаром и газоном выполняется отсыпка гранитным щебнем фр.20 шириной полосы 30 см в уровень тротуара, чтобы исключить перепад между тротуаром и примыкающим газоном"
.

Аналогичный пунт необходимо добавить в СП 42.13330-2011 "Градостроительство" для правильного обустройства тротуаров вдоль городских улиц.

Вода на тротуарах с крыш домов
Проблема: в России водосточные трубы зачастую проектируют так, что вся вода с крыш выливается на тротуары. Это создаёт некомфортную среду для пешеходов - лужи летом и наледь зимой. Подробнее

Предложение: запретить выводить водосточные трубы на тротуары, предусматривая водоотвод сразу в канализацию, либо на проезжую часть или на газоны.

Сухие пешеходные переходы и остановочные площадки общественного транспорта
Проблема: в начале и конце пешеходных переходов очень часто образуются лужи, которые пешеходы вынуждены обходить зачастую даже вне пешеходных переходов; аналогичная проблема с лужами наблюдается на остановках ОТ, когда подъезжающий к остановке автобус может окатить грязевой водой ожидающих транспорт пассажиров.

Предложение: необходимо исключить образование луж на пешеходных переходах и остановочных площадках ОТ, для чего в в СП 42.11330-2011 "Градостроительство" необходимо добавить следующее:
"На стадии выполнения проекта улицы или автомобильной дороги необходимо предусмотреть отвод поверхностных вод в местах расположения пешеходных переходов и остановочных площадок общественного транспорта. Отвод поверхностных вод обеспечивается вертикальной планировкой проезжей части (достаточным продольным уклоном), при этом устройство пониженных мест на указанных участках проезжей части не допускаются.
В случае невозможного отведения поверхностных вод за счёт вертикальной планировки необходимо предусмотреть в начале и в конце пешеходных переходов, а также на остановочных площадках общественного транспорта дополнительные ливнеприёмные колодцы с решётками и пескоуловителями. Если топология ливневой канализации в данном месте не позволяет выполнить вертикальный колодец, следует оборудовать бетонированный приямок глубиной 60 см, соединённый с ближайшим вертикальным колодцем канализационной трубой ду.200мм с 2% уклоном в сторону колодца"
.


Прочее

Плавные сходы с тротуаров
Проблема: согласно СП 59.13330-2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" понижение бордюра до 1,5 сантиметров считается безбарьерной средой:
"п.4.1.8 При устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд уклон должен быть не более 1:12, а около здания... Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м."
Раньше действовал СНиП 35-01-2001, п.3.4 которого предполагал понижение бордюра лишь до 4 см. Хорошо, что в указанном выше актуализированном СП норму уменьшили, но тем не менее по факту преодоление выступа в 1,5 см не является безбарьерной средой для маломобильных граждан. Также, например, в СП 42.13330-2011 "Градостроительство" в п.11.10 остался норматив в 5 см:
"11.10. В местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. При этом высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см"
Предложения:
- в СП 59.13330-2012 заменить 0,015 на 0,01 для создания по-настоящему безбарьерной среды и повышения удобства передвижения маломобильных граждан;
- аналогично в п.11.10 СП 42.13330-2011 заменить 5 см на 1 см;

- дополнить распространение пункта 11.10 СП 42.13330-2011 также на все новые и реконструируемые тротуары в дополнение к тротуарам близ учреждений массового посещения;
- дополнить п.11.10 СП 42.13330-2011 требованием к ширине плавных сходов: "Плавные сходы с тротуара следует предусматривать по всей его ширине для обеспечения максимального удобства передвижения пешеходов и проезда механических колясок."

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Если ваше предложение (для улучшения жизни пешеходов и общественного транспорта) из первого поста не попало в этот чистовой пост или попало в изменённом виде, напишите об этом в комментариях. Возможно открылись не учтённые ранее обстоятельства, из-за которых была скорректирована итоговая формулировка. Также прошу учесть, что в подобных коллективных работах всем всегда угодить невозможно. Итоговый материал так или иначе написан через призму моего восприятия действительности.
В пост приглашаются proboknet, gorch, dr_corner, lexdura, sd7962, anderson_mike, nex_otaku


ОГЛАВЛЕНИЕ ПОСТА
Пешеходные переходы:
Островки безопасности
Выступы у нерегулируемых переходов
Переходы ближе 200 метров
Нерегулируемые переходы через многополосные улицы
Безопасность нерегулируемых переходов
Скоростной режим:
Нештрафуемый порог превышения скорости
Скорость движения в городах
Светофоры:
Вынесение пешеходных поток в отдельную фазу
Время ожидания пешеходов
Вода и грязь:
Вода и грязь на тротуарах
Вода на тротуарах с крыш домов
Сухие переходы и остановочные площадки ОТ
Прочее:
Плавные сходы с тротуаров



UPD: Серия постов по изменению нормативных документов РФ:
1) Пешеходы (текущий пост)
2) Общественный транспорт
3) Дороги и автомобили
4) Развитие регионов

Tags: автомобиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments