ЛеоЦарев (leotsarev) wrote,
ЛеоЦарев
leotsarev

Жизнь и смерть инженера Сергеева

12 апреля обычно вспоминают Юру Гагарина, а я хотел бы вспомнить инженера К. Сергеева.

Инженер Сергеев работал над реактивной техникой с 1931 года. Сначала в ГИРДе, потом в Реактивном Научно-Исследовательском институте.
В 1937 году вредителем оказался начальник института, в 1938 году наряду с другими инженерами за ним последовал и инженер Сергеев. Конечно, били, конечно сломали челюсть, конечно, оказался вредителем, зря тратил народные деньги на ненужные реактивные мечтания. Конечно, Военная коллегия Верховного Суда, 10 лет лагерей и 5 намордника.

Солженицын еще тогда не написал «Архипелаг ГУЛАГ», поэтому инженер Сергеев не знал, что любой ценой, любой подлостью надо избегать общих работ. Год на золотприиске забрал у него отстатки здоровья. Слава Богу, вредителем также был товарищ Туполев (ну, знаете, который самолеты Ту-). Таких вредителей (вместе с Туполевым) был целый институт ЦАГИ, их решили далеко не возить, организовали в конце концов после ряда реорганизаций тюрьму прямо в здании их института и велели дать список, кого еще привлечь к работе. Тех, кто еще не был осужден, совесть не позволила в список вписать, поэтому список составляли из осужденных. Так инженер Сергеев спасся с общих работ и просидел всю войну сначала в одной спецтюрьме, потом в другой, в Казанской. Строил самолеты. Тот же самый вождь, который заверил в 1938 году список «10 лет», в 1944 году инженера Сергеева простил — и до конца войны инженер Сергеев досидел в той же тюрьме на правах вольного.

К концу войны выяснилось, что фашисты дальше нашего продвинулись в ракетной технике — и инженер Сергеев надевает мундир, офицерские погоны и едет в Германию. Там он ищет немецких инженеров-ракетчиков, чертежи, детали и отсылает на Родину. Коттедж, белые простыни, высокое жалованье, машина с водителем — разбирать немецкие чертежи более почетная и престижная работа, чем рисовать свои.

В 1946 году инженер Сергеев получает новое задание — под Москвой, в «почтовом ящике» инженер Сергеев со своими товарищами перерисовывает немецкую ракету «Фау-2» и организовывает ее производство на советских заводах. Затем доверяют строить свои, советские ракеты. Межконтитентальные ракеты с ядерным зарядом, искуственный спутник, полет человека в космос — инженер Сергеев и его товарищи приносят новые и новые победы советской науке.

Фон Браун в США не сходит со страниц газет, фотография простого паренька, который 2 часа просидел в космическом корабле, созданном трудом инженера Сергеева, знакома всему миру. Тем временем, не то, что фотография или адрес — само имя инженера Сергеева засекречено, как и всех его товарищей. С Гагариным фоткается Хрущев, на пресс-конференцию с Гагариным приходят подставные ученые — инженеру Сергееву не достается и толики славы, созданной его трудами. Он может писать статьи в «Правду» про покорение космоса, и его статьи выходят там регулярно, он рассказывает стране про успехи советской науки — но, конечно, под выдуманным именем.

Яростные аппаратные битвы, борьба за финансы, конкуренция с другими КБ. В 1964 году инженер Сергеев получает от правительства новое задание — полететь на Луну раньше американцев, но за 10% их бюджета.

1966 год. Болезнь, операция. Плохо сросшаяся челюсть мешает засунуть дыхательную трубку. Министр здравоохранения СССР лично бьется за его жизнь, но надорванное сердце не выдерживает.

Сверху приходит указание: можно раскрыть инженера Сергеева стране, рассказать всю правду. В смерти инженер Сергеев послужит пропаганде достижений советской науки. Его коллеги пишут некролог (либеральные, раннебрежневские времена): инженер Сергеев, страна просит прощения за сломанную челюсть и за Колыму. Начальство рвет некролог, пишут снова: «оставался пламенным патриотом своей страны и шел к цели — осуществлению мечты о космических полетах, несмотря на годы несправедливых гонений». Рвут опять. От инженера Сергеева остается могила в кремлевской стене и бравурный некролог:
«... наша страна и мировая наука потеряла выдающегося ученого в области ракетно-космической техники, конструктора первых искусственных спутников Земли и космических кораблей, открывших эру освоения человечеством космического пространства... До конца своей жизни все свои силы он отдавал развитию советской ракетно-космической техники... был крупнейшим конструктором ракетно-космических систем, на которых впервые в мире...
Под руководством ... были созданы пилотируемые космические корабли, на которых человек впервые в истории совершил полет в Космос и осуществил выход в Космическое пространство...
».

Прости нас, инженер Сергеев.
Tags: космос
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 92 comments